Доклад на ШМО 28.08.2013 года, тема "Менеджмент в семейной экономике"
- Подробности
- Создано 18.09.2013 02:18
- Автор: Николаева Т. В.
Просмотреть презентацию к данному докладу можно щелкнув на картинку ниже
Менеджмент в семейной экономике
Менеджмент - это умение управлять людьми. "Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".
Менеджмент в семейной экономике
◾Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике
◾Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. oЭкономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг
◾Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.
◾Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках.
◾Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств: в банки, ценные бумаги и т. п.
Семья – древнейшее образование на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории человечества, семьи были залогом стабильности в обществе. Семья – это первичная ячейка общества. Практически у всех из нас есть своя семья, но далеко не каждый задумывается о том, как управлять своей семьей и домашним хозяйством, а если и задумывается, то не знает, как справиться с этой задачей. Изучение менеджмента домашнего хозяйства помогает решать задачи и проблемы, с которыми сталкивается каждая личность, каждая семья в процессе своей жизнедеятельности.
Надо заметить, что дословный перевод слова «экономика» звучит как «искусство введения домашнего хозяйства», но мало кто из нас может похвастаться, что владеет этим искусством. Причины неудовлетворенности своим материальным положением и отношениями в семье достаточно разнообразны. Это не только процессы, происходящие на рынке, т.е. во внешней среде, но и наше слабое владение наукой ведения домашнего хозяйства. На работе, нам, кажется, совершенно необходимым экономить, планировать, анализировать и наращивать доходы. Но что же происходит дома? Почему мы так безответственно относимся к семейному бюджету? А ведь он требует к себе такого же трепетного отношения, как и бюджет любой организации.
Проблема управления домашним хозяйством стала тем более актуальной в связи с тем, что темпы роста инфляции и цен не только в дни кризисов превышают темпы роста доходов многих семей. Заработной платы зачастую не хватает на необходимые и привычные ранее вещи, доходы вроде бы достаточно велики, а сбережений не возникает. Подобные проблемы особенно волнуют сейчас молодые семьи, доходы которых ограничиваются заработной платой. Стоит заметить, что такие семьи вряд ли смогут ответить на вопрос. Какой процент заработной платы они тратят на продукты питания, какой на одежду, а какой на транспортные средства, т.е. они не учитывают и не планируют свои доходы и расходы, а (слайд 9) ведь даже в дореволюционной России образованные дворянские семьи вели приходно-расходные книги и трепетно относились к своему бюджету. Сейчас же регулярно ведут учет своих доходов и расходов только 19% семей, не регулярно – 27% и совсем не ведут – 54% семей.
В средней школе введен предмет «Технология», где есть раздел «Семейная экономика», который включает следующие темы: «Семья как экономическая ячейка общества», «Предпринимательство в семье», «Потребности в семье», «Информация о товарах», «Бюджет семьи», «Расходы на питание», «Сбережения», «Экономика приусадебного участка». Это – альтернатива тому домоводству, которое конвейерным способом десятки лет готовило девочек к социальной роли домохозяйки, а мальчиков – в рабочий класс.
Изучение раздела преследует следующие цели:
◾вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации; ◾воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
◾подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина и первоначальные умения этих знаний в повседневной деятельности.
Изучение раздела решает следующие задачи:
◾познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
◾развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции; ◾раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
◾научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.; ◾подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
◾сформировать качества рачительного хозяина и покупателя; ◾сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; ◾воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, дидактические игры, самостоятельную работу учащихся.
Учащиеся должны знать:
◾цели и значение домашней экономики;
◾общие правила ведения домашнего хозяйства;
◾составляющие домашнего бюджета и источники его доходной и расходной частей;
◾возможность рационального использования средств и пути их увеличения;
◾экономические связи семьи с рыночными структурами общества; ◾элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;
◾роль членов семьи в формировании семейного бюджета; ◾экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;
◾необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого члена;
◾цели и задачи экономики.
Учащиеся должны уметь:
◾анализировать семейный бюджет;
◾определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; ◾анализировать рекламу потребительских товаров;
◾осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.
Семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Она определяет потребности семьи, дает возможность выбрать оптимальные и эффективные средства для их удовлетворения, помогает разумно организовать семейный труд, спланировать и рассчитать расход денег. Семейная экономика предполагает внутри семьи выбрать такие технологические операции, которые будут экономить время и средства. Уже с самого начала каждая семья обладает определенными ресурсами.
Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:
◾трудовые – возможность каждого члена трудиться; ◾материальные – недвижимость: квартира, дом земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.; ◾финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;
◾технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.
С течением времени многие семьи приумножают количество и качество своих ресурсов. Однако, в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать. Возобновление материальных ресурсов семьи происходит в основном за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов. В быту экономика обычно ассоциируется с понятием “экономить” – значит сберегать, сокращать затраты материалов и сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать. Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов.
Бюджет можно представить в виде весов:
◾он отрицательный ,когда доход меньше расхода; ◾сбалансированный – равенство дохода и расхода; ◾положительный, когда доход превышает расход .
Составление бюджета включает в себя три основных фазы: 1.Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела) 2.Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета. 3.Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.
Структуру семейного бюджета можно представить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов.
Бюджет семьи (расчет на один месяц)
Доход | Сумма, руб. | Расход | Сумма, руб |
Основные источники: |
Постоянные расходы: |
||
заработная плата папы |
оплата квартиры |
||
заработная плата мамы |
электроэнергия | ||
пенсия бабушки |
телефон | ||
пособие на детей |
транспорт | ||
стипендия старшего сына |
налоги | ||
Дополнительные источники: |
Переменные расходы: |
||
приусадебный участок |
бытовые услуги |
||
ценные бумаги |
промтовары | ||
выигрыш в лотерею |
платежи, накопления | ||
гонорар | |||
индивидуальная трудовая деятельность |
|||
ИТОГО: | ИТОГО: |
Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Очень важно помнить, что каждый ресурс способен принести своему владельцу определенную часть дохода. И насколько эта часть будет весома, зависит от того, как мы используем свои ресурсы.
Доходы семьи можно классифицировать по составу и источникам В народе говорят: “Бездумно тратить деньги – дело нехитрое”, а вот расходовать их на то, что вам необходимо, и с наибольшей пользой для семьи – наука непростая.
Классификация семейных расходов В каждой семье хорошо бы иметь хозяйственную книгу, где отражаются поступления средств и их расходование. Прежде всего, следует определить поступление денег за неделю, месяц, год, учитывая все доходы – трансферты, стоимость продуктов, собранных на приусадебном участке, доходы от ценных бумаг, аренду и другие источники
Вариант ведения расходов в бухгалтерской книге Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы, транспортные услуги, оплату квартиры, содержание ребенка в детском саду, платные кружки. Только после этого человек может стать стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства. Рассчитывая семейный бюджет, мы должны предусматривать сумму на непредвиденные, сезонные расходы. При распределении статей расхода особое внимание следует уделить расходам на питание и одежду. Планируя свой гардероб, надо произвести инвентаризацию в своем платяном шкафу. Большое внимание уделять мелочам (стиральным порошкам, лампочкам, зубной пасте, мылу и т.д.). Расходы на эти мелочи держать под постоянным контролем. Расходы на питание будут более продуманными, если вы разработаете меню, учитывая не только стоимость продуктов, но и их пищевую ценность.
Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:
◾узнать, на что потрачены деньги;
◾определить, на чем можно экономить;
◾спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
Разность между величиной доходов и затратами на питание и коммунальные услуги – это те деньги, которые можно расходовать на книги, одежду, обувь, игрушки, спортивное снаряжение, путешествия, развлечения и т.д.
Для того чтобы рационально делать покупки, нужно:
а) тщательно планировать покупки;
б) составить список необходимых приобретений и иметь его при себе;
в) постараться не поддаваться соблазну купить все (товар) под воздействием рекламы и красочной упаковки.
Если бюджет положительный, то возможны переменные расходы. Уровень потребностей подскажет первоочередность приобретений. Зная классификацию вещей с целью покупки, можно рационально определить предстоящие расходы (упражнения имеются в учебнике). В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие подростки имеют постоянный или разовый заработок.
Доходы школьника:
◾доходы от родителей;
◾индивидуальная трудовая деятельность (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт радиоаппаратуры);
◾коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет, журналов и т.п.);
◾работа по найму (работа на государственном предприятии, в сфере обслуживания и т.п.);
◾оказание услуг (присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам). Каждый школьник имеет свои статьи доходов.
Расходы школьника:
◾расходы на питание вне дома;
◾расходы на учебу;
◾расходы на обувь;
◾транспортные расходы;
◾расходы на увлечения;
◾на культурно-спортивные мероприятия;
◾неразумные расходы (курение);
◾непредвиденные расходы.
Разработка стратегий по сокращению расходной части бюджета школьника У каждой семьи ресурсы могут сильно отличаться, а потребности строго индивидуальны. Семьи могут расширить свои возможности, если рационально будут относиться к имеющимся ресурсам и сортировать свои потребности, определяя их первоочередность. Отказавшись от ложных и мнимых запросов, можно разобраться с потребностями, а значит, правильно определить цели своего развития. Очень часто школьники могут бездумно тратить родительские деньги на различные несущественные мелочи. А также понятно, если ребенок плохо учится в школе (среднем звене), то в дальнейшем родителям придется нанимать репетиторов, что тоже увеличивает расходную часть бюджета. Бесконтрольное освещение домашних помещений образует далеко не безобидный ручеек вытекания денежных средств, а своевременно не утепленные рамы являются дополнительным источником простудных заболеваний и траты денег на лекарства. Сейчас у многих школьников появились мобильные телефоны, которые расширяют расходную часть. Очень часто мы делаем выбор, что купить: мороженое, билет в кино, новые кроссовки или учебное пособие, поездку на экскурсию. Если мы много тратим средств на сладости и развлечения, то часто забываем, что эти деньги могли бы пойти на что-то более значимое. Упущенная возможность, т.е. альтернативная стоимость – это польза или выгода, которую мы бы получили от самого лучшего из невыбранных вариантов. Данные рассуждения только подтверждают, что рациональный подход к ресурсам семьи и потребностям заставляют учеников планировать свои покупки, учитывая доходы семьи. А так как у многих ребят есть свои карманные деньги, то необходимо планировать и свой бюджет школьника, тщательно разрабатывая доходную и расходную его части, т.е. научиться, с уважением относиться к родительским средствам. Бережное использование личного имущества только продлевает срок его службы и уберегает от ненужного ремонта или починки. Очень важно при приобретении товаров учитывать правила покупки. Это условие позволит покупать больше полезных, нужных вещей хорошего качества. Такой подход более рационально расходует средства семьи. В планировании семейных бюджетов немаловажную роль играют такие разделы семейной экономики, как семейный менеджмент и маркетинг. Домашняя работа требует от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь нам приходится осваивать много профессий (специальностей).
В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента: (слайд 34)
◾четкие цели, осознанные всеми членами семьи;
◾распределение полномочий;
◾разделение труда по дому и составление графика работ; ◾необходимое условие для каждого члена - раскрыть свои способности;
◾уважение и помощь друг другу внутри семьи.
Для семейной экономики важно распределение ролевых обязательств в семье и в домашнем хозяйстве: супружеских, родительских, хозяйственных. В современной семье– распределение работы должно осуществляться коллективно, на так называемом «семейном совете». Таким образом, применяя технологические приемы ведения домашнего хозяйства, мы экономим ресурсы и время. Важно отметить, что многие семьи часть своих денег перераспределяют в накопительную статью расходов. С этой целью можно положить их в банк под хорошие проценты, купить акции надежных компаний и страховые полюсы. Разумно часть свободных средств, вложить в недвижимость. Вывод. На основании данных рассуждений мы пришли к выводу, что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно.
Разработка стратегий по увеличению доходной части. Часть потребностей мы можем реализовать самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:
◾Произвести ремонт своими силами;
◾Своими руками отремонтировать мебель, обувь;
◾Изготовить элементы украшений интерьера (подставку под цветы, табурет, вырастить цветы);
◾Можно организовать семейное предприятие, в котором могут принять активное участие и дети, оказывая посильную помощь (записывать звонки, быть курьером, помогать упаковывать). Это поможет им в будущем сориентироваться в мире бизнеса, а также воспитать в себе необходимые качества для будущей, необязательно предпринимательской, деятельности.
Организация домашнего хозяйства Под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно‑родственных связей (супружество, родительство, родство), которая не обязательно проживает под одной крышей и не обязательно имеет общий бюджет. Домашнее хозяйство представляет собой группу людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно‑родственными связями. Цель домашнего хозяйства – обеспечение своим членам гарантированного уровня благосостояния вне зависимости от появления непредвиденных обстоятельств.
Основную функцию домашнего хозяйства следует определить как производство, реализация и сохранение человеческого капитала, который, в свою очередь, понимается как совокупность знаний, практических навыков и трудовых усилий человека. Представим деятельность домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала с помощью схемы. Рис. 1.1.Структура деятельности домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала Управление семьей есть сама жизнь семьи, где необходимо определение жизненных перспектив и целей. Для современной семьи стало более важным, не кто «глава семьи», а удовлетворенность семейной жизнью. Удовлетворенность браком и семьей связана с демократическим принятием семейных решений. Каждой семье присуща своя процедура принятия решений, которая определяет вид супружеской власти, а вместе с ней и единство семейных отношений. По‑прежнему экономические ресурсы сохраняют свою главенствующую роль для внутрисемейных властных отношений. Экономические решения в семье по степени значимости уступают только решениям о рождении детей. Сложность семейных отношений и возможность совершенствования повседневной жизни давно уже исследуются в домоводстве или в «домашнем менеджменте». Именно здесь анализируются взаимодействие материального и нематериального факторов в организации семьи, семейное управление, его принципы, функции, критерии успешности применения.
Литература:
◾Семен Давыдович Резник, Валерий Анатольевич Бобров, Наталья Юрьевна Егорова "Менеджмент в домашнем хозяйстве" ◾«Технология» учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под ред.В.Д.Симоненко