III областная студенческая научно-практическая конференция «Прикладное искусство и культура русского быта» г. Егорьевск
- Подробности
- Создано 28.02.2015 18:49
- Автор: Николаева Т. В.
Министерство образования Московской области,
ГБОУ СПО «Московский областной колледж искусств и технологий»
(г. Егорьевск) 26 февраля 2015 года проводил III областную студенческую научно-практическую конференцию «Прикладное искусство и культура русского быта» для студентов и учащихся старших классов.
Цель конференции: пропаганда русской национальной культуры и искусства.
Задачи:
- расширение знаний участников семинара по вопросам прикладного искусства и русского быта;
- методическая помощь педагогам изобразительного искусства образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
- обобщение и систематизация опыта работы педагогов изобразительного искусства.
В этой конференции приняла участие моя ученица 10-в класса Сновалкина Ксения. Тема её выступления «Славянская писанка». Материалы участников конференции были опубликованы в книге «Прикладное искусство и культура русского быта».
Просмотреть презентацию к данному выступлению можно щелкнув на картинку ниже
СЛАВЯНСКАЯ ПИСАНКА.
Сновалкина К.В.
г. Воскресенск МОУ «Гимназия №1»
Писанка - традиционная роспись на живом яйце. Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Еще при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесенными на него символическими знаками.
Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Признание писанки, как уникального искусства, впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка на 2 археологическом съезде в Киеве в 1874 г. Этнографы Оскар Кольберг и Николай Сумцов составили альбомы с их изображением, на основе которых действительный член Российского Географического общества С.К.Кульжинский 1889г. издал первый каталог.
Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Писанки сопровождали человека в течение всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.
Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.
Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю. Писанка пишется не красками. Роспись делается воском. Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиванием яйца («купанием» яйца в краске) от светлого к темному. Затем яйцо нагревают и снимают воск. Писанку пишут так: в левой руке держат яйцо, в правой - инструмент с воском (кисточку). При росписи вращают яйцо, то есть пишут левой рукой, самим яйцом.
Яйцо у многих народов - знак Земли и возрождения. Узоры, которые наносились на писанку, не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколения в поколение.
Писанку держали в доме как оберег. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.
В писанке отражено мировоззрение наших предков. Изучая её можно глубже понять - чем они жили и как видели законы устроения мира. Что желали себе и близким.
Традиции много тысяч лет. Раньше, первой игрушкой ребенка была высушенная на зерне писанка. Сейчас это кажется невероятным - нельзя давать ребенку хрупкие вещи! А раньше давали, и ребенок с детства начинал понимать, какой хрупкий может быть мир, и учился его беречь.
Обрядов и обычаев, связанных с писанкой очень много. Сейчас расписанные яйца связывают, в основном, с Пасхой. Раньше писанки писали весь год - и пчелам, чтобы в ульях был мед, и в поле - чтобы уродился урожай. Писанки дарили маленьким детям - на легкую и беззаботную жизнь - с «мотылями». Или «с солнышками» - чтобы жизнь была светлой. Девочкам дарили писанку с изображением распускающихся бутонов - чтобы росли и расцветали. А мальчикам - с дубовыми листочками и сосновыми веточками - чтобы росли сильными, крепкими и здоровыми, как эти деревья. Женщинам дарили писанки с цветами и звездами - чтобы они цвели и освещали мир вокруг себя. Воинам, уходящим в поход, также с собой давали писанки, чтобы те оберегали их в дороге и в бою. Писанками лечили. Даря писанку, можно было выразить свою благодарность или любовь.
Изготовление писанок связано с дохристианским обычаем встречать весну - пробуждение земли - с началом сельскохозяйственных работ, а позднее и с Празднованием Пасхи.
Писанка считается символом жизни, солнца, бессмертия, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья... Она несет глубокий смысл: её дарят в знак примирения, с пожеланиями здоровья, красоты и силы, используют как оберег (талисман) от бед и стихий, для лечения разных недугов в целительстве. Писанку также дарят девушке, как символ любви. И закапывают в землю для хорошего урожая. Её вручают на Пасху, как знак уважения, симпатии и радости со словами «Христос, Воскрес!».
Рисунки писанок не случайны и не произвольны. Каждый имеет свое предназначение, свой смысл, передается из поколения в поколение и в основе своей не меняется.
В каждой писанке можно увидеть тройную символику: символику яйца, символику орнамента, символику цвета. Писанка занимала важное место в обрядах коловорота.
Само написание писанки происходит как обряд. Женщина расписывает писанки в уединении, перед этим взяв воду в семи источниках, или на слиянии трех ручьев. Пишет в сосредоточении, в состоянии обряда, с пожеланиями добра, удачи, здоровья тем, кому эти писанки предназначены.
Больше всего писанок писалось весной, со времени весенного солнцестояния. В это время больше писалось красных писанок, цвета солнца. Считалось, что таким образом люди помогают весеннему солнцу набирать силу на лето. Весенние писанки несут в себе образы возрождения природы, устроения нового мира - распаханные и засеянные поля, растения, семена и плоды - символы будущего урожая. Такую писанку хранили целый год до следующей весны. До наших дней традиция писанок сохранилась весенних пасхальных обрядах в виде «крашанок» (покрашенных в один цвет яиц).
По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.
Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.
У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу.
Грамотные мастерицы выводили на яйце между частыми звездами пасхальные стишки, которые в народе назывались «писанными словами»: «Два сердца – один дух», «кого люблю, того дарю, «яичко мало, да велика ласка». Так как яйцо было символом и взаимной любви – его влюбленная девушка дарила своему суженому в расшитом собственными руками платке.
Таким образом, традиция росписи яиц - это символический обряд. Окрашенное яйцо, наряду с творожной пасхой и куличом, символизирует светлое Христово Воскресение. Также как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по освобождении из скорлупы, так и люди, силой Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, когда-нибудь обязательно воскреснут для жизни будущего века.
Литература:
- 1.Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: РЕСПЕКС,
- 2.Интернет ресурсы: www.mmedvedica.ru
- 3.http://www.domprazdnik.ru
- 4.www.perunica.ru