Уроки школьной дружбы

 

Уроки школьной дружбы

Школьная дружба – замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность самоотверженность, терпимость, т.е. на самые важные для хорошего человека свойства. Дружба между формирует характер, чувства, она – «генеральная репетиция любви».

Друзья сходятся не по чувственному влечению, нередко – слепому, не по долгу, который определяется родственными связями. Нет, полная свобода при взаимном избрании, никаких специальных законов, норм и правил, все на добровольных началах. Характер дружбы определяется содержанием личностей, соединенных этим чувством. В значительной мере – направленностью их жизненны идеалов, стремлений. Вот почему справедлива пословица о друге: скажи, кто твой друг, какие свойства души тебя связывают с ним, какие интересы при этом удовлетворяются, какие у вас нормы общения, - и будет ясно, какой ты человек. Будешь ли ты унижать любящее, преданное существо или ценить и уважать его? Будешь ли ты прятаться за чужую спину от опасности или примешь удары судьбы на себя, защищая дорогого человека?    Дружба бывает разная. Практически в каждом классе встречается пара приятелей, один из которых – защита и опора слабому, а тот – верный соратник своему покровителю. Отношения между ними можно определить, как дружба-служба. Сильный в этой паре как бы позволяет слабому с собой дружить, не снисходя до настоящего содружества, Но нельзя окончательно решить, кто из них кому нужен больше. Если сходятся натуры равносильные, то их постоянно тянет друг к другу, в особенности, если круг увлечений и занятий у них схож. Но их отношения – это дружба-соперничество; очень неустойчивы отношения – то друг без друга не могут, начинают вместе какое-то дело, то споры, жажда лидерства, безоговорочного подчинения разводят их в разные стороны. Возникают вокруг них соперничающие группы, и интересные друг другу ребята оказываются в окружении неинтересных им приятелей.

Иногда дружат компанией, когда объединяет общее увлечение, общее занятие. Вне этих занятиях – каждый сам по себе, но вот сошлись – в спортивном зале, на технической станции, на собачьей площадке – нет ближе товарищей: налицо дружба компанейство. Такая разновидность школьной дружбы в последние годы наиболее распространена, зачастую несет в себе определенную опасность. Собираясь в «толпу», ребята чувствуют себя безопаснее, подбор в толпу по общему пристрастию к одинаковым удовольствиям и развлечениям, но наряду с чувством безопасности присутствует опасность ответить не только за собственные промахи, но и за проступки тех, кто рядом в «толпе». Нередко вырабатывается свой кодекс правил, и «толпа» беспощадна к «нарушителям», войт в «толпу» бывает легко, а выйти – практически невозможно. Ещё много веков назад было замечено, что один подросток не ввяжется в рисковое дело, что непременно тут нужны соумышленники, которые друг друга словно подталкивают, накручивают, заводят свое собственное и сообщников настроение. Общие грешки, сомнительные дела и забавы тоже могут свести людей накрепко, хотя эти связи – из самых уязвимых.

Дружба между мальчиками и девочками есть всего лишь стадия, переходный этап между товариществом, приятельскими отношениями и любовью. Очень хрупкое это состояние из-за неопределенности, беззащитности; требует особо бережного внимания и со стороны сверстников, и тем более со стороны взрослых. Очень осторожными должны быть действия и слова учителя, на глаза которого это происходит. Важно сумет найти правильный тон в разговоре с детьми и их родителями, особенно, если последние воспринимают друзей своих детей негативно, запрещая дружить, считая неподходящими товарищей своих детей. Как часто родители спешат с самыми крайними выводами о приятелях сына или дочери, почти ничего не зная, ни в чем не разобравшись. Рассуждения при этом бывают однозначные: товарищ сына плохо учится – этой дружбе пора положить конец, подружки дочери ведут себя слишком «вольно» - нужно дочь изолировать от них… Но ест и другой путь: вникнут в непростой внутренний мир, постараться понять своего ребенка, посмотреть его глазами на его друзей. Помочь в этом родителям – задача классного руководителя.

Литература: Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя» Москва «Вако» 2009