Оптимизация общего развития ребёнка на уроках иностранного языка

Оптимизация общего развития ребёнка на уроках иностранного языка

Аксёнов А.А., Боровикова И.В.


     Развитие ребёнка предполагает положительные изменения, происходящие во всех его сферах и системах, обеспечивающие возможность обучения более сложным действиям, повышающим эффективность личности (И.В. Дубровина). Правильно организованное обучение развивает познавательные психические процессы, формирует личностные новообразования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Можно говорить, что правильно организованное обучение оптимизирует общее развитие ребёнка, т.е. направляет процессы естественного созревания организма к усвоению сложившейся культуры. Прежде всего, общее развитие человека связано с изучением языков как знаковых систем, опосредующих мышление людей. Воспринимая языки как отражение культуры разных народов, ребёнок постигает себя в её контексте.

    Почти каждый ребёнок, идущий в школу 1-го сентября, улыбается, выглядит счастливым и мечтает, что теперь всё будет обязательно хорошо, и получать он будет только хорошие отметки. Но вот проходит время, и чьи-то мечты действительно сбываются, они гордо несут свои дневники с «пятёрками» и сообщают о них родителям. А вот у кого-то мечты лопают-ся, как мыльные пузыри, уроки вызывают лишь дрожь и желание заболеть.

    Поэтому очень важно с первых уроков создать не просто для класса, но и для каждого ребёнка такие условия, чтобы он поверил и сказал сам себе: «Я могу»! Для развития ребёнка не так важен уровень сложности выполненного задания, сколько вкус победы, восторг оттого, что у него по-лучается, уверенность, что он не хуже других. Тем более если речь идёт об иностранном языке, первым тормозом к овладению которым является установка: «Я не могу, у меня нет задатков к этому». Достаточно несколько неудач, чтобы закрепить эту установку навсегда.

    Уроки иностранного языка предоставляют уникальную возможность для общего развития ребёнка, поскольку предполагают не только изучение грамматики, фонетики и лексики чужого языка, но и культуры и общественного сознания того народа, который на этом языке говорит. Эту уни-кальность в изучении иностранного языка подчёркивал ещё Я.А. Коменский, считая невозможным изучать его только как систему правил иностранной речи. Изучая иностранные языки, человек расширяет сознание, сферы общения и самореализации, поскольку учится выражать свои мысли в разных языковых системах. Овладение мировыми языками позволяет постичь мировую культуру, а может и оставить в ней свой след, что зависит от уровня целей личности. Л.С. Выготский утверждал, что развитие сознания в человечестве шло путём усовершенствования знаковых систем (языка) в ходе совместной деятельности людей. Стало быть, изучение иностранного языка еще и расширяет сферу деятельности человека.

    Оптимизация обучения иностранному языку выступает необходимым условием эффективного развития ребёнка. Факторами повышения эффективности обучения является: создание положительного психологического настроя учителя и ученика и погружение детей в иностранный язык. Входя в кабинет, учащиеся ещё на перемене слышат песню на изучаемом языке, произведение композитора страны-носителя этого языка. На уроке все диалоги желательно вести на иностранном языке, для того, чтобы выработать мотив говорить на нём детей. На первых этапах неизбежны ошибки, но учитель тактично поправляет детей, помогает лучше выразить мысль (для этого детям предлагаются разные варианты приветствия, поздравления, речевого стиля). Для лучшего понимания культурных особенностей народа изучаемого языка уместно анализировать фразеологические обо-роты и особенности юмора этого языка. Основная задача: настроить детей на общение, на выражение своей мысли. И первым условием успешного решения этой задачи является искренность педагога в общении. Для каждого ученика важно знать, что им интересуются, его интересами и мнением. В ходе беседы с детьми на уроке, учитель может поинтересоваться, что сейчас читают дети, какие жанры и произведения литературы им нравятся, а со своей стороны рассказать им о деятелях культуры страны, язык которой изучается на уроке. Таким образом, у ребят возникает желание почитать какие-то работы зарубежных писателей и поэтов, да ещё и на их род-ном языке. Далее предлагаются отрывки из рассказов и стихи на иностранном языке, которые постепенно усложняются. На основе этих текстов изучаются и закрепляются правила грамматики этого языка.

    Не последнее место в деле оптимизации обучения иностранному языку занимает правильная организация предметной среды, в которую попа-дают дети: тексты, песни, музыка, иллюстрированный и стендовый материал в классе должны соответствовать теме и целям урока, стимулировать интерес к познанию особенностей языка, желание говорить на нём. Следующим этапом после овладения учащимися основами иностранной речи является общение на иностранном языке. А общение – есть та деятельность, без организации которой невозможно общее развитие личности.