Преподавание предмета технология с использованием инновационных методов обучения

  • Печать
Преподавание предмета технология с использованием инновационных методов обучения
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием»».
                                                                                                                                                                       К.Д.Ушинский
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. 
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, « портфолио ученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам).
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках технологии: 
1.как источник информации 
2.поддержка учителя 
3.организация проектной деятельности учащегося 
В соответствии с Законом РФ « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию технологии в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, 
фольклора. Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее: 
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; 
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации; 
-проведение урока с мультимедиа выступлением; 
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся; 
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. 
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания. Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий. 
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. 
В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие 
ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование
политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
Творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;
 -умение планировать, самоконтролировать свою деятельность; -умение находить и решать проблему;
 Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся. 
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия 
для их развития. Перед выбором темы проекта предлагаются учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. Проект выполняется по определенному плану, в котором предлагается подойти к каждому пункту проекта творчески.
На первый взгляд для простого обывателя предмет технология и инновационные технологии понятия не совместимые. Казалось бы, что может быть общего между кулинарией и компьютером. Действительно, открыв учебник по технологии, ничего подобного мы там не обнаружим. Но это далеко не так. На мой взгляд, компьютер дает возможность любому учителю подготовиться к уроку начиная с планирования и конспектов уроков и заканчивая различным демонстрационным материалом, при этом используя как готовые мультимедиа библиотеки и создавая свои. Я считаю, что современное преподавание уже невозможно без применения информационных технологий, так как это привлекает учащихся в большей степени, чем обычный урок, помогает высвободить время для практики, 
делает урок ярким, наглядным, необычным. Поэтому с целью совершенствования методики преподавания мне пришлось познакомиться с прогрессивными формами и методами обучения для создания интегрированных уроков.
Я самостоятельно изучаю различную литературу, как в области трудового обучения, так и сфере информационных технологий для последующего применения полученных знаний в своей практической деятельности. С целью расширения кругозора учащихся и повышения интереса к предмету технология занимаюсь разработкой методического материала, позволяющего использовать на своих уроках современные компьютерные технологии с использованием программ: PowerPoint, Excel, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, Вышивка крестом и другие. Зная о большой тяге детей к компьютерной технике, стараюсь направить ее в 
нужное русло: учу детей оформлять рецепты, составлять меню, кроссворды, работать с тестами и т.д.
     Так как уроки технологии проходят парами, то первый урок, теоретическую часть, я провожу с использованием компьютера, что повышает интерес к изучаемым темам с демонстрацией наглядного пособия, презентации, флэш-анимации проецируются на большой экран, а учащиеся, изучая уроки технологии, параллельно закрепляют практические навыки работы с компьютером: работают с тестами,
оформляют рецепты, составляют меню и т.д.
Второй урок, практическая часть, проходит стандартно, где учащиеся приобретают практические умения и навыки.
Работая по такой схеме, я обратила внимание на повышение интереса учащихся к предмету технология, что не могло меня не порадовать. Поэтому продолжаю свою работу в данном направлении.
В основе моей педагогической деятельности – традиционная система обучения, но для активизации учебного процесса использую элементы проблемного обучения, развивающего обучения, метод проектов, творческие мастерские, информационные технологии. Стараюсь при этом организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. Особенно хороший эффект дает сочетание традиционных и инновационных уроков, на которых гибко меняется соотношение теоретической и практической частей в зависимости от темы. И,  на мой  взгляд,  надо оценивать не то, каков урок, традиционный или инновационный, а каков его результат, каков его “выход” на творчество учащихся.  
Ни для кого не секрет, что большинство современных детей с рождения имеют отклонения в здоровье, а многие заболевания приобретают в школе. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент объявил одним из приоритетных направлений в области 
образования -  здоровьесбережение наших детей. В данном случае уроки технологии я рассматриваю как   уроки здоровьесбережения, потому что они формируют духовное здоровье, которое неотъемлемо от здоровья физического. Для поддержания физического здоровья обязательно использую такие элементы здоровьесбережения как   динамические паузы, упражнения для глаз, музыкальные паузы. 
В обучении учащихся предпочтение отдается тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, 
толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. 
Перечисленные технологии применяются при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний.
Эти методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. 
В статье использованы материалы учителя технологии Кривоносовой Зинаиды Ивановны.