Адаптация учащихся 5-х классов к новым требованиям предмета «Технология»

Адаптация учащихся 5-х классов к новым требованиям предмета «Технология»

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».     В.А.Сухомлинский.

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.                                                                                                                                                    Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.                                                                                                                                            Основной особенностью перехода в пятый класс является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные учителя. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.             Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.                                                                                                                      Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.                Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Успешность адаптации школьников во многом зависит от реализации программы преемственности между начальным общим и основным образованием. Содержание учебной программы по предмету «Технология» в 5 классе существенно отличается от содержания программы в начальной школе. В начальной школе предмет «Технология» по программе 1 час в неделю. В 5 классе на этот предмет отводиться 2 часа в неделю и уроки сдвоенные, учащиеся получают первичные понятия о технологии выполнения кулинарных, швейных, творческих работ, приобретают необходимые навыки и умения. Первоначальной задачей педагога является диагностика готовности учащихся к усвоению материала курса.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Минимальный уровень технологической подготовки учащихся задаётся обязательным минимумом содержания в образовательной области “Технология”. Технологически образовать ученика - значит сформировать у него жизненно важные знания и умения. Приходя в 5 класс, ученики уже владеют некоторыми навыками обращения с иглой, инструментами, приспособлениями, т.е. они умеют ими пользоваться, но в недостаточной мере.

    В связи с тем, что, владея знаниями методики преподавания трудового обучения в начальной школе, освоения инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающую школьнику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, мною осуществляется преемственность в содержании обучения и воспитания, в педагогических требованиях и условиях воспитания и условиями адаптации школьников. Чтобы обеспечить качественное усвоение содержания предмета, мною проводятся нестандартные уроки, что показывает создание положительной мотивации и уверенности в успехе ученика на уроках, чувства сопричастности каждого и постоянную обратную связь в ходе освоения и эффективности предмета технология

    Самым важным для себя в обучении школьников технологии я считаю формирование у них творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих. Это - непростая задача, которая должна решаться на каждой ступени обучения. Без преемственности тут не обойдешься.

   Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи, последовательности и правильного соотношения между частями учебного предмета, в единстве требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам учащихся, формам, методам и приемам учебной работы. Отсутствие преемственности в обучении приводит к резкому снижению успеваемости учащихся.

    Я же в своей работе стараюсь опираться на подходы, которые способствуют активизации процесса обучения, реализации развивающих задач урока (поисковых, проблемных, исследовательских), вырабатываю у школьников умение самостоятельно продумывать алгоритм выполнения практических заданий.

Эффективно используется наглядность на уроке. В кабинете оформлены стенды с дополнительным материалом по предмету. Мною используются разные формы работы: беседа, работа с материалом учебника, взаимный опрос обучающиеся по теме, построение логических цепочек, срезывая работа по изученному на уроке. На уроках царит атмосфера сотрудничества. Учащиеся активно работают, дают полные ответы, однако не все ученики заинтересованы происходящим на уроке.

Формирование мотивации учения школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

Для достижения поставленной цели использую в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр. Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не пере нагружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии считается 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени. Например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру-упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков.

Таким образом, важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.

Включение игровой деятельности на уроках технологии может осуществляться тремя способами. Игровые моменты (в том числе не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Например, на практической части урока напряжение школьников может быть очень большим, так как они стараются выполнить работу красиво и аккуратно, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка деятельности с инструментами. Здесь в качестве игрового момента можно использовать физкультминутку).

Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить "приобретение такого опыта" учащимися, научить их самостоятельно тренировать это умение позволяют развивающие игры психологического характера, осуществляемые в форме игровых приёмов, - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д. Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового, когда включение данных игровых приемов в структуру урока повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом. Игровые формы.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний - от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. При этом последняя оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Таким образом, дидактические игры можно включать в любой этап занятия по технологии в виде игровых моментов, игровых приёмов и игровых форм. Однако они должны соответствовать определённым принципам (соревновательности, новизны, коллективности, ожидаемой результативности, ориентации на особенности личности школьников и организации образовательного процесса на занятии и т.д.).

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения.

 Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков, учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

 2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
 Для решения обучающей задачи на уроках «Кулинария.» 5 класс. «Горячие напитки», «Завтрак» и др. используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным.
Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.
Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.  Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе. В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного дерева и веками человека, что делает легенду о возникновении чайного дерева еще более занимательной. При изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде.
Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа). Несомненно, использование медиа презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.  Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.
Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.
С целью контроля знаний использую различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.

 3. Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности
на уроках технологии, учащиеся выполняют творческие проекты. Согласно программе образовательной области, «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
           Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

В процессе трудового обучения учащиеся должны получить подготовку, которая обеспечит в будущем их готовность жить и действовать в мире современных технологий, в условиях, динамически развивающихся общества, производства, науки, выполнять собственную социальную роль: быть гражданином, специалистом, хозяином.

В статье использованы материалы педагога-психолога Сыч Ирины Николаевны

Советую ознакомиться с рекомендациями родителям и учителям.